воскресенье, 10 февраля 2013 г.

хоровой стиль лидертафель

В них обращает на себя внимание параллельное голосоведение:

* См., например, 18 (ор. 38 6), «Duetto» 21 (ор. 53 3), 26 (ор. 62 2).

У Мендельсона встречаются пьесы, близкие к широко распространенным в немецком быту домашним вокальным ансамблям *.

Характерную фактуру этих «Песен без слов» образуют широ]кая вокальная мелодия, интонационно близкая бытовой городской вокальной лирике, и полимелодический аккомпанемент, использую]щий новейшие красочные приемы фортепиано:

Этот род пьес чрезвычайно близок шубертовскому романсу (ближе, чем фортепианные пьесы самого Шуберта). В них господствует лири]ческое, субъективное настроение.

* К «песням» этого рода относятся: 1 (ор. 19 1), 7 (ор. 30 I), 13 (ор. 38 1), 14 (ор. 38 2), 19 (ор. 53 1), 20 (ор. 53 2), 37 (ор, 85 1), 46 (ор. 102 4) и множество других.

В большинстве случаев «Песни без слов» носят характер ка]мерного романса с фортепианным сопровождением *.

Главная отличительная особенность, объединяющая разнооб]разные пьесы «Песен без слов» (48), заключается в их близости к бытовой вокальной музыке того времени. Мендельсон и сам мно]го писал для голоса. Он создал более восьмидесяти сольных ро]мансов на тексты немецких поэтов (Гейне, Иммермана, Эйхендорфа, Ленау) и большое количество популярных вокальных ансамб]лей. Мендельсон перенес в фортепианную музыку эмоциональную непосредственность, общедоступность, мелодичное звучание, свой]ственные демократическим вокальным жанрам.

На создание лиричных «домашних» миниатюр Мендельсона на]толкнули фортепианные пьесы ряда современных композиторов, в частности Филда и Тальберга. В этом смысле Мендельсон не был оригинален, он лишь отвечал на художественные запросы совре]менности. И, однако, ни одному из композиторов, вдохновивших Мендельсона, не удалось создать камерную фортепианную литера]туру, равную «Песням без слов» по свежести образов, совершен]ству формы, громадной широте воздействия. Массовое распростра]нение этих фортепианных пьес в быту вплоть до недавнего времени говорит о том, что им присущи качества народного искусства.

* См., например, ноктюрн из музыки к «Сну в летнюю ночь», вступление и Adagio из «Шотландской симфонии», медленную часть скрипичного концерта, обоих фортепианных трио, Второго фортепианного концерта, ариозо 33 и арию 24 из «Илии», арию с хором 19 из «Павла».

Их значение в творчестве Мендельсона сопоставимо со значе]нием романса в музыке Шуберта. Мендельсон обращался к этому жанру на протяжении почти всей своей творческой жизни. Закон]ченный музыкальный стиль, сложившийся уже в первых «Песнях без слов» (конец 20-х годов), не исчерпывает собой все стороны искусства Мендельсона. Но он стал выразителем наиболее типич]ных черт творчества композитора. Именно широкое проникновение лирических образов «Песен без слов» во многие его сонатно-симфонические и ораториальные произведения придало последним ха]рактерно «мендельсоновскне» черты, отличающие эту музыку от ее классицистских прототипов *.

Среди обширного и разнообразного наследия Мендельсона цен]тральное место принадлежит его «Песням без слов» для фортепи]ано.

Художественное наследие Мендельсона. «Песни без слов», их значение в формировании творческого стиля композитора

     

     

Глава 78 книги « »

Мендельсон. «Песни без слов»

Словарные статьи

интернет-магазин шедевров исполнительского искусства

Мендельсон. «Песни без слов» | Classic-music.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий